Владимир Пугач

Сайт психолога Владимира Пýгача

Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.

Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.

Начальная школа. Кризис второй половины октября

Ещё студентом я подрабатывал лаборантом в одной научной военной лаборатории. Понятное дело, по вечерам я с удовольствием почитывал открытые страницы диссертаций с грифом «для служебного пользования». Оттуда я твёрдо запомнил, что период адаптации в экстремальных условиях составляет 45 суток. Потом уже в аспирантуре я нашёл это в многочисленных открытых публикациях. Более того, моя научный руководитель, профессор И.А.Студенцова разрешала начинать обследования школьников только после «кризиса середины октября».

И что это такое?

А вот что: 1-го сентября дети идут в школу. Далее по нарастающей идёт адаптационный стресс. Его пик приходится на 15-17 октября.

После этого дети:

  • или «втягиваются в учёбу»,
  • или происходит срыв нервной системы ребёнка.

А это: бессонница, капризы «на ровном месте», немотивированное агрессивное поведение, ОРЗ, головные боли, боли в животе и т. д.

Вот маленькая история («Аргументы и факты», № 39,2007, с.66).

В первый класс Серёжа пошёл в 6 лет. Правда, знакомая психолог рекомендовала подождать 1-2 года: якобы, «не созрел».

Однако, к радости мамы и папы, ребёнок схватывал всё на лету. Родители, желая ребёнку лучшего, записали ребёнка во все возможные кружки и секции. День его был расписан по минутам.

С 9 часов утра и до 2 часов дня — занятия в элитной гимназии. Потом приезжает домой. Обедает, и — сразу за уроки (какой там дневной сон!). После чего дважды в неделю: занятия по дзюдо, плавание, английский. Дополнительно — театральная студия и музыкальная школа (частично суббота или воскресенье). Никаких прогулок и дневного отдыха — некогда!

Где-то с середины октября началось неладное. Ребёнок начал жаловаться на сильнейшие головные боли. Более того, как только он брался за дверную ручку класса, у него открывалась тяжёлая рвота. Малыша возили по врачам, но никаких отклонений в здоровье не обнаружили. Только столичные специалисты нашли причину проблем: непосильные учебные нагрузки.

«Забавный» момент. Когда мальчика спросили, как он спит? Тот, подперев щёчку рукой, со вздохом, так задушевно, сказал: «Да бессонница у меня уж сколько времени».


Комментарий психолога Владимира Пугача:

Это просто наваждение. Ребёнок не готов к школе. Гарантировано будут обвальные проблемы! И это диагноз! Ясным языком говоришь родителям:

  • "Ваш ребёнок не готов к школе. Подождите 1-2 года, иначе будут тяжёлые срывы".

Или:

  • "Ваш ребёнок может идти в школу, но пожалуйста, освободите его от излишних перегрузок".

Угадайте, какая реакция родителей на совет профессионала?

Верно — 98% таких детей «всё равно» идут в школу!

Удивительно, те же родители, безукоризненно соблюдают рекомендации специалиста автосервиса, когда ставят свою машину на профилактику («Такие деньги, — шутки в сторону!»).

Вывод: нельзя доводить вашу «кисоньку-лапоньку-заиньку» до полного изнеможения и истощения нервной системы. Пожалуйста пожалейте!

психолог Владимир Пугач


Ещё на эту тему:

Как моему ребёнку сделать нервный срыв?

Критерии готовности ребёнка к школе 

 

Здесь Вы можете записаться на консультацию.