Сайт психолога Владимира Пýгача
Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.
Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.
Родители, зачастую из лучших побуждений, завышают требования к своему ребёнку. “Писать без ошибок!”, “Что за почерк!!!”, "Перепиши ещё раз!", "Пока не сделаешь, из-за стола не выйдешь!" и т.д. В свою очередь ребёнок, получая заведомо невыполнимые для него требования – получает нервный срыв. А это - нервные тики, усиление заикания, перепады настроения, истерики, обидчивость, раздражительность, драчливость у мальчиков и непонятные боли в животе у девочек, бессонница, тревожность, страхи и так далее.
Академик Иван Петрович Павлов в 1904 году смоделировал эту ситуацию и провёл знаковый эксперимент на собаках. (Гений, ну что тут скажешь. Откуда же ему было знать, что через 110 лет родители с энтузиазмом будут повторять его эксперимент - на своих детях...).
Итак, И.П.Павлов показывал собаке эллипс и давал мясо, затем показывал круг и собака получала болезненный удар током. Эллипс – круг, эллипс – круг, эллипс – круг… Постепенно эллипс стал приближаться к форме круга. И в какой-то момент собаки перестали понимать, где эллипс (мясо), а где круг (наказание). И… в результате - тяжёлый нервный срыв!
Таким образом, родители, зачастую из самых-самых лучших побуждений, откровенно завышают требования к своему любимому ребёнку. В свою очередь, ребёнок, получая заведомо невыполнимые для него требования – получает нервный срыв. Или устраивает истерику...
ПОДУМАЙТЕ:
Случай из практики:
Как-то привела мама ко мне на консультацию мальчика Вову, ученика 3 класса.
Я грозным голосом спрашиваю:
- Ну, какие у тебя проблемы?
Тот отвечает:
- У меня проблем нету, это у мамы…
Автор Владимир Пýгач, MD, Associate Professor of Social Psychology (Москва)
Ещё на эту тему: Гипотония жёлчного пузыря и нервные тики у детей с СДВГ