Владимир Пугач

Сайт психолога Владимира Пýгача

Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.

Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.

Критерии готовности к обучению в школе у новых детей

Если 100 лет назад головной мозг детей созревал к 9 годам, и ребёнка отдавали в гимназию в 9-10 лет (это классика), то в последние годы практические психологи, нейропсихологи, психофизиологи, логопеды и дефектологи с удивлением констатируют массовое замедление маркеров и критериев созревания головного мозга у детей. Внешне это выглядит как массовый инфантилизм.

Давайте по-честному

Всё большее число детей начинают говорить в 4,5 – 5 лет, приводя в замешательство дефектологов и психиатров. И это факт.

Создаётся впечатление, что на наших глазах происходит некий эволюционный скачок, и в результате информационно перегруженный мозг новых детей начал развиваться иначе, более медленно.

Нами же предлагается оценка функциональных особенностей работы головного мозга у детей и подростков через зрительный анализатор с помощью дифракционных решёток.

Выяснилось, что в норме при пропускании источника света через дифракционную решётку, в ближнем пространстве мозг воспринимает дифракцию Френеля, а в дальнем пространстве дифракцию Фраунгофера.

Дифракцию Френеля: испытуемые воспринимают как концентрические кольца вокруг каждого отверстия дифракционной решётки.

Дифракцию Фраунгофера: испытуемые воспринимают как «палочки по краям отверстий» или «как рыбья чешуя».

У детей в процессе созревания головного мозга нами обнаружены иные варианты. Например, Френеля – Френеля, Фраунгофера - Фраунгофера. Иными словами – это своеобразный критерий школьной зрелости.

С момента созревания головного мозга у детей в диапазоне 15,5-16,5 лет испытуемые видят стандартную комбинацию: дифракцию Френеля (ближнее пространство) и дифракцию Фраунгофера (дальнее пространство).

У лиц пожилого возраста, а также перенёсших нейроинфекцию, нарушения мозгового кровообращения, эта закономерность меняется. Дальнее пространство оценивается как дифракция Френеля, ближнее - Фраунгофера, или на Френеля – Френеля, Фраунгофера – Фраунгофера. То есть, отличается от нормы.

Таким образом, можно предположить, что закономерность «в ближнем пространстве мозг воспринимает дифракцию Френеля, а в дальнем пространстве дифракцию Фраунгофера» - это норма, и может быть одним из критериев школьной зрелости у детей.

Кстати, картину дифракции можно наблюдать простым глазом. Например, тканевые занавеси на окнах создают узоры дифракции даже от уличных фонарей, т.е. когда источник света находится в дальнем пространстве. 




Что ещё можно почитать на эту тему:

  1.  Ландсберг Г. С., Оптика, 4 изд., М., 1957 (Курс общей физики, т. 3); Дифракция света
  2. Дифракция Френеля. Википедия  
  3. Дифракция Фраунгофера. Википедия  
  4. Пугач В.Н. с соавт. Патент РФ № 2322180 от 20.04.2008 г. «Способ коррекции аномалий пространственного восприятия и устройство для его осуществления»
  5. Пугач В.Н. "Особенности восприятия в зависимости от репрезентативной информационной системы и межполушарной асимметрии (по В.Н. Пýгачу, 1997)" 
  6. Критерии РЕАЛЬНОЙ готовности ребёнка к школе в разных культурах