Сайт психолога Владимира Пýгача
Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.
Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.
Если 100 лет назад головной мозг детей созревал к 9 годам, и ребёнка отдавали в гимназию в 9-10 лет (это классика), то в последние годы практические психологи, нейропсихологи, психофизиологи, логопеды и дефектологи с удивлением констатируют массовое замедление маркеров и критериев созревания головного мозга у детей. Внешне это выглядит как массовый инфантилизм.
Давайте по-честному
Всё большее число детей начинают говорить в 4,5 – 5 лет, приводя в замешательство дефектологов и психиатров. И это факт.
Создаётся впечатление, что на наших глазах происходит некий эволюционный скачок, и в результате информационно перегруженный мозг новых детей начал развиваться иначе, более медленно.
Нами же предлагается оценка функциональных особенностей работы головного мозга у детей и подростков через зрительный анализатор с помощью дифракционных решёток.
Выяснилось, что в норме при пропускании источника света через дифракционную решётку, в ближнем пространстве мозг воспринимает дифракцию Френеля, а в дальнем пространстве дифракцию Фраунгофера.
Дифракцию Френеля: испытуемые воспринимают как концентрические кольца вокруг каждого отверстия дифракционной решётки.
Дифракцию Фраунгофера: испытуемые воспринимают как «палочки по краям отверстий» или «как рыбья чешуя».
У детей в процессе созревания головного мозга нами обнаружены иные варианты. Например, Френеля – Френеля, Фраунгофера - Фраунгофера. Иными словами – это своеобразный критерий школьной зрелости.
С момента созревания головного мозга у детей в диапазоне 15,5-16,5 лет испытуемые видят стандартную комбинацию: дифракцию Френеля (ближнее пространство) и дифракцию Фраунгофера (дальнее пространство).
У лиц пожилого возраста, а также перенёсших нейроинфекцию, нарушения мозгового кровообращения, эта закономерность меняется. Дальнее пространство оценивается как дифракция Френеля, ближнее - Фраунгофера, или на Френеля – Френеля, Фраунгофера – Фраунгофера. То есть, отличается от нормы.
Таким образом, можно предположить, что закономерность «в ближнем пространстве мозг воспринимает дифракцию Френеля, а в дальнем пространстве дифракцию Фраунгофера» - это норма, и может быть одним из критериев школьной зрелости у детей.
Кстати, картину дифракции можно наблюдать простым глазом. Например, тканевые занавеси на окнах создают узоры дифракции даже от уличных фонарей, т.е. когда источник света находится в дальнем пространстве.
Что ещё можно почитать на эту тему: