Сайт психолога Владимира Пýгача
Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.
Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.
Как известно, чтение является фундаментом образования. Однако в последние годы в школах России с каждым годом нарастает число детей, которые имеют серьёзные трудности в обучении чтению. И это подтвердит любой учитель любой школы России. Так, если среди детей в 10-11 классах имеют проблемы с чтением 3,2-4,6%, то уже среди детей 8-9 классов их число 12,3%. Среди детей 5-7 классов 21-22%, то среди детей 1-4 классов их уже 36-42%. А среди детей, которые на будущий год пойдут в школу — таких будет, по нашим прогнозам, 40-60%. Можно спорить о каждой цифре, однако вряд ли кто решится отрицать общую катастрофическую тенденцию. Она очевидна. И это не только зреющая социальная, но и актуальная медико-психолого-педагогическая проблема [2].
Большинство детей, имеющих затруднения в обучении чтению — это дети, у которых по ряду причин происходит неравномерное развитие различных отделов головного мозга. Данный феномен диагностируется как СДВ/СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью или без таковой, или по международной классификации — ADHD [шифр F 90.0].
В чём суть проблемы с чтением при СДВ/СДВГ
Нами при изучении особенностей оптико-пространственного восприятия учащихся было обнаружено, что у детей и подростков, а также студентов-иностранцев с затруднениями в обучении их чтению, наблюдаются стойкие и своеобразные нарушения восприятия движущихся 3D пространств [1] в процессе слежения за горизонтальным движением светового зайчика. У большинства из них наблюдалось соскальзывание взгляда в начале или в конце световой строки. Тот же «феномен соскальзывания взгляда» зарегистрирован у обследуемых в процессе движение глаз по строке при чтении. Субъективно при чтении это воспринимается как «потеря строки», «непонимания слов, расположенных по правому или левому краю строки». Многие дети вынуждены для эффективного удержания взгляда на строке, сопровождать его движением пальца или пользоваться линейкой [3].
Варианты нарушения чтения при СДВ/СДВГ
1. Ребёнок читает очень медленно, речь при озвучивании текста скандированная (при чтении ребёнок как бы заикается). Не может пересказать прочитанное.
2. Читаемый текст озвучивает с достаточной скоростью. Чтение монотонное, без выражения и эмоциональной окраски. Не может пересказать прочитанное.Кроме того, у детей с СДВ имеют место кратковременные, 5-20 секунд, выключения сознания во время урока (с определённой осторожностью их можно охарактеризовать как трансы по типу absans), нарушающие процесс восприятия. Ребёнком эти выключения не осознаются. На последних уроках, как маркер усталости ребёнка, таких выключений сознания может быть 3-5. Отсюда — мозаичность восприятия информации. Поэтому при изложении учителем нового материала ребёнок полностью перестаёт понимать новую тему.
Совокупность феномена соскальзывания взгляда и кратковременных выключений сознания в результате более медленного созревания головного мозга всё большего числа детей дают понимание серьёзности и масштаба этой новой проблемы в образовании.
Обычно эти проблемы ведут к ухудшению в учёбе, а также негативно влияют на память, последовательность в выполнении действий, двигательные навыки, речь, сон, настроение.
Как это выглядит
Такому ребёнку трудно согласовать свои действия с общественными требованиями. В том числе — соблюдению правил техники безопасности в процессе производственной практики, при переходе через улицу и т.д. Подобные расстройства могут сочетаться с расстройствами высшей корковой функции, включая нарушения двигательной активности, познавательных способностей, общения и социального статуса ребёнка.
Обучение таких детей в рамках традиционной системы школьного образования, не учитывающей новые, изменившиеся психофизиологические особенности учащихся, порождает у них обвальное нарастание проблем и часто приводит к стойкой дезадаптации.
Что мы обнаружили
В течение 9 лет мы с большим интересом наблюдаем за детьми, которые обучаются чтению по методу Н.А. Зайцева в Методико-образовательном центре «ВИТС» г. Казань.
Исследования в начале и в конце учебного года показали, что имеющиеся типичные нарушения оптико-пространственного восприятия, характерного для СДВ (ADHD) — полностью или частично корректируются примерно у 76% детей. И если в российской системе образования обучение чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста "не рекомендовано", то в Белоруссии методика входит в школьную программу с 2008 года.
Иными словами, метод обучения чтению по Н.А. Зайцеву является не только методом педагогической коррекции нарушений чтения, но и обладает выраженным психотерапевтическим эффектом.
Литература: