Владимир Пугач

Сайт психолога Владимира Пýгача

Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.

Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.

Структура расстройств аутистического спектра (РАС) у детей

Аутизм – это сложный симптомокомплекс, имеющий многоуровневые причины и соответственно многоуровневое его решение.

 Какова же на наш взгляд структура этой проблемы?

У детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) обязательно нужно параллельно проводить коррекцию:

  • На медицинском уровне 
  • На уровне работы мозга 
  • На психологическом уровне 
  • На педагогическом уровне

Отсюда становится понятно, почему проблему вашего ребёнка не могут достаточно эффективно решить только психологи и логопеды, только неврологи и педиатры, и почему так малоэффективны только нейролептики, которые назначают психиатры. 

 

Итак, аутизм – 

вот стратегия решения проблемы: 

 

На медицинском уровне

Мы видим у 98% детей с РАС серьёзные повреждения шейного отдела позвоночника в родах. В виде гипермобильности С2-4  (второго–четвёртого) шейного позвонка [подробнее – здесь: Атлант и родовые повреждения шеи].

Ситуация настолько типична, что некоторые рентгенологи воспринимают эти симптомы уже как норму.

 

Решение проблемы: 

  • Изменение технологий акушерского родовспоможения в России.
  • Коррекция последствий родовых повреждений шейного отдела позвоночника и восстановление кровообращения головного мозга. Работа с шеей мануального терапевта, остеопата. (В идеале – проводить такую коррекцию в период новорожденности). В Юго-Восточной Азии, Китае коррекцию шейного отдела позвоночника ребёнка акушеры делают сразу, прямо у ног матери. То же делали бабки-повитухи на Руси. (Автор в 50-х годах прошлого века застал эти технологии).

Метафора: если при родовом повреждении шеи у ребёнка были зажаты крупные сосуды, питающие его мозг, то только “таблетки” и только “упражнения” не-ра-бо-та-ют!

Коррекция должна идти параллельно на всех четырёх уровнях.


 

На уровне работы мозга

В последние годы наши исследования показывают замедление созревания мозга у современных детей. В норме, более совершенный мозг стал медленнее созревать.

Если 100 лет назад мозг детей созревал в 9 лет и в гимназию детей отдавали в 9-10 лет, то сегодня в норме мы видим созревание не ранее, чем 15,5-16,5 лет. (Достаточно сказать, что дети всё чаще начинают говорить в 3,5-4,5 лет).

Более 95-98% детей, родившихся после 2000 года - амбидекстры (амби - двойной, декструм - правая рука). То есть, не праворукие и не леворукие.

Особенности работы мозга у новых детей: Тесты Владимира Пугача:  “амбидекстры”  А у аутиста амбидекстра - мозг созревает ещё медленнее!

У более стрших детей с РАС мы видим признаки синдрома дефицита внимания (СДВ) или синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), который имеет свои особенности коррекции. И проводить коррекцию нужно обязательно (а кто сомневался?).

Решение проблемы:

Помощь в ускорении созревания мозга

Например, Гингко Билоба + Магний B6 [Методика, разработанная израильскими коллегами]

  • Гинкго Билоба, обладая мягким ноотропным эффектом, улучшает межнейронную регуляцию клеток головного мозга; мягкий фибринолитический эффект раскрывает самые тонкие, как паутина микрокапилляры, обеспечивая доступ кислорода и питательных веществ к созревающим участкам мозга [Про Гинкго Билоба читайте здесь].
  • Магний B6 Примерно к пятому-шестому месяцу терапии незрелые нейроны головного мозга ребёнка покрываются белковой миелиновой оболочкой. Получается своеобразный “кабель”. Сигнал идёт более точно и экономично. Внешне это выглядит как “более взрослое” поведение вашего ребёнка. [Про Магний В6 читайте здесь].
  • Коррекция непереносимости глютена. Профилактика "засорения" обмена клеток мозга ребёнка.

 

Решение проблемы:

На психологическом и психофизиологическом уровне

Поведенческие нарушения РАС обусловлены в том числе и незрелостью головного мозга за счёт родовых повреждений много лет назад. Особенностью психофизиологической незрелости являются выраженные внешние признаки инфантилизма. А также уникальным адаптационным свойством центральной нервной системы ребёнка с аутизмом по типу “парабиоза Н.Введенского как у детей с СДВ/СДВГ.

А это - парадоксальная, "обратная" реакция на медицинские препараты, реакция на громкие звуки, паника при мытье головы и стрижке ногтей...Отсюда особенности методик коррекции.

  • Нейропсихологическая коррекция;
  • Дефектологическая коррекция;
  • БОС – биологическая обратная связь;
  • Метод ТОМАТИС
  • Транскраниальная микрополяризация;
  • И другие.

 

На педагогическом уровне

Формирование внутреннего контроля у ребёнка с аутизмом. Это комплекс методов педагогической коррекции, психокоррекции и медикаментозного лечения при своевременной диагностике помогает таким детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.

 

Решение проблемы:

В настоящий момент существует несколько нефармакологических подходов к методам лечения аутизма и аутизма в сочетании с СДВГ. Они могут сочетаться с фармакологической коррекцией, либо использоваться независимо.

  • Нейропсихологический (при помощи различных упражнений).
  • Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления. Может применяться только после нейропсихологической коррекции и созревания структур мозга, в противном случае поведенческая терапия неэффективна.
  • Работа над личностью. Семейная психотерапия, которая формирует личность и которая определяет, куда направить эти качества (расторможенность, агрессивность, повышенную активность).
  • Нутрициальный. Восполнение дефицитов определенных микронутриентов, которые участвуют в синтезе и секреции серотонина и катехоламиновых нейротрансмиттеров. Известно, что РАС характеризуется нарушениями уровней этих нейротрансмиттеров 

*   *   *

Итак, мы, понимая таким образом проблему аутизма - имеем чёткие алгоритмы диагностики и коррекции поведения вашего ребёнка.

Коррекцию психологических и психофизиологических нарушений у ребёнка мы берём на себя. И работаем в тесном сотрудничестве с остеопатом, кинезиологом, гомеопатом, неврологом, нейропсихологом, педагогическим психологом и другими специалистами по мере необходимости, в зависимости от конкретной ситуации.

И – главное: эта проблема вполне решаема.

*   *   *

 Как подметил Фридрих Энгельс

в «Диалектике природы»:

– "Практика - критерий истины".

 

 

Добавим:

в том числе и в подходах к диагностике и коррекции аутизма…

 

Всем Успехов!

Запишитесь на диагностику и коррекцию /consultation