Сайт психолога Владимира Пýгача
Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.
Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.
Иногда родители вдруг понимают, что кричать на ребёнка, особенно если у него синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), - бесполезно. И наоборот, малейший фоновый шум его отвлекает.
Незрелость головного мозга и информационные перегрузки неизбежно приводят к крайнему истощению нервной системы новых детей.
Наш соотечественник, Иван Павлов в 1904 году в своей нобелевской речи сказал, что: "всему, чего я достиг в науке, обязан тем, что стоял на плечах моего великого учителя Николая Введенского".
Если коротко об их открытии, то при выраженном истощении нервной системы наблюдается необычная реакция ''наоборот''. А именно - "уравнительная" и "парадоксальная" фазы.
ПАРАБИОЗ Н.ВВЕДЕНСКОГО
Обычная реакция, это когда: чем сильнее стимул, тем сильнее реакция [фрагмент рисунка “А"-“В"]. Но, в какой-то момент, при дальнейшем усилении стимула нервная система перестаёт адекватно реагировать [на рисунке точка "В"].
А при дальнейшем истощении нервной системы возникает обратный эффект.
Это когда как сильный, так и слабый сигналы воспринимаются одинаково как слабый.
Полное истощение. Всё, ’’батарейки сели''. Учителя говорят: «кричать на него бесполезно», «что в лоб, что по лбу», «как об стену горох». [см. точка "С" на рисунке]
Идёт дальнейшее, уже запредельное истощение. Истощение нервной системы, которое внешне в поведении вашего ребёнка выглядит как возбуждение, истерика, гиперактивность.
Парадоксальная реакция. Сильный сигнал воспринимается как слабый, а слабый как сильный. Такая вот "перевёрнутая" реакция.
Родители знают, что кричать на ребёнка в таком состоянии — бесполезно. Он как бы «не слышит». Зато наоборот, спокойный, негромкий голос отлично воспринимается ребёнком. Правда, в этот момент на уроке малейший шум очень отвлекает ребёнка. [см. фрагмент рисунка "С-D"]
Именно у таких детей родители и врачи отмечают противоположную, парадоксальную реакцию на лекарственные препараты. Это симптом крайнего истощения нервной системы. Валериана возбуждает, а ноотропил, наркотикоподобные стимуляторы типа риталин, страттера – успокаивают.
Кстати, подобную реакцию нервной системы впервые описал гениальный канадский физиолог Ганс Селье, автор теории стресса [в книге "The Trombohemorragic syndrom": - NY, Karger, 1966]. Описал характерную кривую, вошедшую в историю науки как «Кривая Селье». (Смотрите выше).
В стадии крайнего истощения наблюдаются обратные, парадоксальные биохимические реакции организма. То есть, это общебиологический феномен фундаментального характера.
(Кстати говоря, именно в этот период отлично действуют гомеопатические препараты). [Проба на вдыхание валерианы является тестом для понимания эффективности гомеопатического лечения].
Кратковременные выключения внимания
Новые дети имеют регулярные кратковременные выключения сознания. Внешне ребёнок как бы застывает, взгляд устремлён «в никуда». Причём изнутри для них такие выключения незаметны. В метафоре «биокомпьютер» ситуация напоминает нажатие кнопки «reset», то есть быстрая перезагрузка. В этот момент мозг ребёнка отдыхает и восстанавливает силы.
Пара таких выключений на уроке во время прохождения нового материала и ребёнок, потеряв нить повествования, перестаёт понимать о чём речь.
Подробнее об этом в трёх коротких видеолекциях Владимира Пугача