Владимир Пугач

Сайт психолога Владимира Пýгача

Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.

Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.

Причины трудностей в чтении у новых детей - искажения восприятия 3D пространств

Да, новые дети имеют трудности в чтении и иногда очень серьёзные, вплоть до дислексии (с трудом понимают прочитанное) и даже алексии — полное непонимание прочитанного текста. У таких детей нами обнаружены «феномен разбитого зеркала» и «феномен соскальзывания взгляда».

Процесс чтения связан с большими энергетическими затратами, быстрой истощаемостью мозга и общей утомляемостью. Поэтому ребёнок всячески избегает читать самостоятельно. Число таких детей растёт. Как правило, это сопровождается той или иной степенью безграмотности при письме, независимо от языка (русский, испанский, английский).

Искажение восприятия 3D пространств

Мы различаем дальнее и ближнее пространства восприятия. В ближнем пространстве находятся монитор компьютера, клавиатура, книга. В дальнем пространстве — классная доска, учитель, дорога, через которую нужно переходить. Таковы особенности работы мозга.

Искажение восприятия 3D пространств — дальнее пространство искажено в виде параболы. Поэтому, если бросить мячик прямо (фронтально), то его легко ловят. А если по диагонали — промахиваются из-за искажений восприятия. Это объясняет спонтанное исчезновение в России дворовых игр. Непонятно, куда летит мяч или баночка при игре в «классики». В других странах, например, США, на уроках физвоспитания эта функция тренируется. Однако профессиональный спорт для таких детей закрыт, так как подросток не получает удовольствия и наслаждения от игры.

Феномен разбитого зеркала в 3D пространствах

Феномен «разбитого зеркала» заключается в том, что ближние 3D пространства восприятия у новых детей имеет дефект в виде «окна», расположенного на границе центрального и периферического зрения. Внутри окно напоминают зеркало с изменённым, а чаще перевёрнутым на 180о углом отражения. Такое видение мира очень мешает чтению, однако не осознаётся и выявляется только при специальном психофизиологическом исследовании. Ребёнок пишет зеркально перевёрнутую букву или цифру, не замечая этого. В дальнейшем, при более быстром чтении наблюдается перестановка слогов.

 

Феномен соскальзывания взгляда

При чтении взгляд ребёнка скользит по строке и в конце строки соскальзывает выше или ниже, начиная читать повторно ту же строку, или через строку. Из оперативной памяти стирается абзац. А это – задача, правило, упражнение. Приходится перечитывать заново, иногда несколько раз. В первом классе, пока ребёнок читает медленно, соскальзывание взгляда срезает длинные слова и их окончания домысливаются. Вместо «паровоза» получается «пароход».

Кстати, у европейских детей «феномен соскальзывания взгляда» происходит как правило в конце строки справа, то у семитской группы (арабы, евреи) взгляд соскальзывает на левом краю строки в процессе чтения. Возможно с этим связаны особенности письма у семитов справа налево. [Подробнее об этом здесь: «Этно-культуральные особенности дисграфии у еврейских детей»].

 Таким образом,

  • мозаичное, неравномерное созревание головного мозга;
  • информационные перегрузки, приводящие к нервному истощению;
  • наличие амбидекстрии, которая на раннем этапе развития ребёнка является препятствием (а в дальнейшем будет преимуществом);
  • различные признаки нарушений внимания, вплоть до его кратковременного выключения,

 - это объективные факторы школьных трудностей у современных детей.

Всё вышеперечисленное приводит к низкой эффективности обычного репетиторства и старых методов преподавания. Собственно, целью нашего сообщения является информирование родителей и специалистов. А также обмен передовым опытом. Например, обучение чтению взрослых и детей с помощью кубиков Николая Зайцева, новые фильмы и статьи о детях индиго, а также новые научные резработки.


Ещё публикации на эту тему

СТАТЬИ:

 

     Пугач В.Н., Клименко С.В., Кабаева В.М. Нарушения восприятия 3D пространств при дисграфии у младших школьников Информационные технологии в образовании. XVIII Международная конференция-выставка: Сборник трудов участников конференции. Ч. IV. – М.: МИФИ, 2008. – 108 с. С. 82 – 83. 

     Пугач В.Н., Кабаева В.М. Функциональная асимметрия мозга: амбидекстрия и амбицеребральность, новые тенденции Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии и нейропластичности (Материалы Всероссийской конференции с международным участием). – М.: Научный мир, 2008. – 808 с. С. 79 – 83  

     Vladimir Pugach et. all. United States Patent No: US 7,309,125.  B2, Dec.18, 2007 "Method and Apparatus for Detecting Abnormalities in Spatial Perception".