Сайт психолога Владимира Пýгача
Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.
Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.
Успешность руководителя во многом зависит от компетентности подчинённых и умения руководителя ставить задачи в зависимости от их компетентности. То же самое – в семье. Кстати, любой руководитель при решении оперативных вопросов в действительности управляет малй группой из 6-12 человек. Например, генеральный директор: это его помощники, заместители, консультанты и т.д.
Для начала работы с подчинённым необходимо понять уровень его компетентности по данному вопросу.
Уровни компетентности подчинённого
1-й уровень: Ваш подчинённый знает работу плохо, делает её впервые.
2-й уровень: Ваш подчинённый уже делал эту работу. Начинает понимать, как это делать.
3-й уровень: Делает эту работу хорошо.
4-й уровень: На вашего подчинённого вы можете положиться. Он сделает эту работу хорошо, вовремя, полностью.
Итак, эффективный руководитель работает с разными уровнями компетентности подчинённого по-разному.
Обратите внимание. Один человек может выполнять в течение рабочего дня в среднем 5-7 задач, но на разных уровнях компетентности.
Большинство ваших подчинённых имеют 2-3-й уровни компетентности.
Зависимость распоряжений руководителя от уровней компетентности подчинённого
1-й уровень:
Подчинённому следует давать задания простым языком (без специальной терминологии), с пошаговой инструкцией. И всё. Эффективна работа по эталону (методичке, инструкции), или в паре со специалистом 3-4 уровня. Если подчинённый успешно выполнит задание – похвалить. Задания постепенно усложняют – подчинённый начинает расти.
2-й уровень:
Подчинённый работает ещё неровно, делает много ошибок, чувствует себя неуверенно. Однако, наступает перелом, это уже член команды. В его лексиконе появляются слова: «мы», «наша команда», «наше дело».
3-й уровень:
Это уже коллега. Подчинённый начинает обсуждать задания «на равных». Выдвигает свои идеи и предложения. Появляется эффект «1+1=3». Результативность работы подчинённого начинает расти. Цените такого подчинённого!
4-й уровень:
Уровень эксперта. Подчинённый разбирается в этом вопросе лучше Вас. Поэтому ему даётся только направление работы или запрашивается результат. Управлять особо нечем. Это уровень делегирования полномочий. Цель руководителя – вырастить большее число подчинённых до 4-го уровня.
Формирование задания подчинённому в зависимости от уровней его компетентности
Каждый подчинённый в течение дня может быть на разных уровнях компетентности, в зависимости от выполняемой им задачи.
Итак, представим себе, что к Вам в кабинет пришёл подчинённый и Вы даёте ему 4 задания. Но, каждое задание находится на разных уровнях его компетентности.
Задание № 1
Ваш подчинённый по этому вопросу имеет 3-й уровень компетентности. Следовательно, Вам нужно дать ему направление работы и необходимую информацию. Затем выслушать его идеи и обсудить их. Возможно, в результате такого обсуждения выкристаллизуется 3-й вариант, который будет лучше 1-го предложения (вашего) и 2-го предложения (вашего подчинённого).
Задание № 2
Выясняется, что ваш подчинённый находится по этой проблеме на 1-м уровне компетентности. Вы даёте ему приказ с пошаговой инструкцией.
Задание № 3
Это задание знакомо вашему подчинённому – это 2-й уровень компетентности. Вы даёте приказ с объяснением задачи. Похвала за предыдущую работу.
Задание № 4
По этому вопросу ваш подчинённый - настоящий специалист (4-й уровень). Вы даёте только направление: кто, что, где, и когда.
Внимание! И это различное поведение начальника по отношению к подчинённому, в зависимости от его уровня компетентности, подчинённым воспринимается как одинаковое.
И, наоборот, стандартное поведение начальника в разных заданиях – сбивает с толку и очень раздражает. Вспомните, как ваш прежний начальник терпеливо, добрым голосом объяснял вам , как сделать работу, которую вы знаете лучше его и делаете лучше его. В этот момент подчинённый думает: «Да он дурак!».
Кстати, типичный пример уровня эксперта – это ваш главный бухгалтер, работу которого вы даже не можете компетентно проверить.
Таким образом, подчинённые во многом оценивают поведение руководителя настолько, насколько оно соответствует их уровню компетентности. И это факт.
# # #
Успехов!
Источник – материалы Владимира Пугача с семинара профессора Фрэнка Пьюселика F. Puselik (USA) 1993.