Критерии эффективности работы психолога с гиперактивными детьми (СДВГ)
Помните, у поэта Владимира Маяковского: "Крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха: - Что такое хорошо и что такое плохо?". По мнению поэта "Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик про такого пишут тут: он хороший мальчик". Нет, друзья мои, это называется "потеря строки" (один из критериев СДВ), когда ребёнок вынужден сопровождать движение глаз по строке линейкой или пальцем. А при потере строки из оперативной памяти обычно выпадает смысл целого абзаца. А абзац - это задача, правило, упражненение. И ребёнку приходится перечитывать задачу 2-3-4 раза, чтобы понять её суть.
Владимир Пýгач (Москва) MD, associate professor of social psychology and engineering, специалист по психофизиологии восприятия 3D пространств
Временные рамки при оценке эффективности работы психолога:
- Часть изменеий родители видят непосредственно в процессе психотерапии (например, исчезает потеря строки при чтении, более ловко ловит мячик)
- Часть изменеий проявляется через 60 часов (более свободно пересказывает прочитанное)
- Часть изменеий проявляется постепенно, в течение 10 недель (более взрослое, упорядоченное поведение в школе или дома [поначалу именно или-или]).
Как родители могут это отслеживать:
- Более упорядоченное поведение дома
- Лучше ловит мячик
- Улучшение ночного сна, утром — более лёгкое просыпание.
- Чтение. Ребёнок более свободно, или заметно лучше запоминает и пересказывает прочитанное.
- Математика. Лучше понимает содержание и условие задач. Следовательно — лучше их решает.
- Исчезновение страхов, боязни тёмной комнаты
- Иногда по контрасту родители ошибочно воспринимают более упорядоченное поведение ребёнка, как «заторможенность».
Как учителя могут это отслеживать:
- Более упорядоченное поведение в классе.
- Большая включённость в работу класса.
- Менее напряжённые взаимоотношения ребёнка с учителем.
- Изменение (улучшение) почерка.
- Улучшение орфографии.
- Исчезновение перестановки слогов и букв, зеркального написания букв, цифр.
- Чтение. Ребёнок более свободно, или заметно лучше запоминает и пересказывает прочитанное. Перестаёт терять строку.
- Математика. Лучше понимает содержание и условие задач. Следовательно — лучше их решает.
- Иностранный язык. Начинает «слышать» иностранную речь.
- Появление музыкального слуха (вокализации).
Как психологи могут это отслеживать:
- Улучшается мелкая моторика
- Лучше получаются нейропсихологические упражнения (например, на реципрокные движения)
- Восстановление дальнего экрана — лучше ловит мячик
Какие психофизиологические маркеры наиболее значимы:
- Исчезают саккады (нистагмоиды) при движении глаз в процессе чтения.
- Восстановливается геометрия пространств, особенно дальнего пространства, то есть социализация и взаимоотношения с детьми и взрослыми.
- Исчезновение феномена соскальзывания взгляда (потеря строки).
Таким образом, результаты коррекции проявляются в различные временные сроки, и проявляются более ярко или дома, или в школе. Поэтому иногда позитвные перемены в поведении и учёбе ребёнка первыми замечают учителя и "игнорируют" родители. А иной раз - наоборот.
Родителям (учителям) полезно давать памятку о возможных позитивных изменениях ученика, это существенно улучшает качество обратной связи психолога и клиента, особенно при работе с детьми.