Владимир Пугач

Сайт психолога Владимира Пýгача

Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.

Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.

Критерии эффективности работы психолога с гиперактивными детьми (СДВГ)

Помните, у поэта Владимира Маяковского: "Крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха: - Что такое хорошо и что такое плохо?". По мнению поэта "Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик про такого пишут тут: он хороший мальчик". Нет, друзья мои, это называется "потеря строки" (один из критериев СДВ), когда ребёнок вынужден сопровождать движение глаз по строке линейкой или пальцем. А при потере строки из оперативной памяти обычно выпадает смысл целого абзаца.  А абзац - это задача, правило, упражненение. И ребёнку приходится перечитывать задачу 2-3-4 раза, чтобы понять её суть.

Психолог Владимир Пугач 

 Владимир Пýгач (Москва) MD, associate professor of social psychology and engineering, специалист по психофизиологии восприятия 3D пространств

 

 


Временные рамки при оценке эффективности работы психолога:

  • Часть изменеий родители видят непосредственно в процессе психотерапии (например, исчезает потеря строки при чтении, более ловко ловит мячик)
  • Часть изменеий проявляется через 60 часов (более свободно пересказывает прочитанное)
  • Часть изменеий проявляется постепенно, в течение 10 недель (более взрослое, упорядоченное поведение в школе или дома [поначалу именно или-или]).

Как родители могут это отслеживать:

  • Более упорядоченное поведение дома
  • Лучше ловит мячик
  • Улучшение ночного сна, утром — более лёгкое просыпание.
  • Чтение. Ребёнок более свободно, или заметно лучше запоминает и пересказывает прочитанное.
  • Математика. Лучше понимает содержание и условие задач. Следовательно — лучше их решает.
  • Исчезновение страхов, боязни тёмной комнаты
  • Иногда по контрасту родители ошибочно воспринимают более упорядоченное поведение ребёнка, как «заторможенность».

Как учителя могут это отслеживать:

  • Более упорядоченное поведение в классе.
  • Большая включённость в работу класса.
  • Менее напряжённые взаимоотношения ребёнка с учителем.
  • Изменение (улучшение) почерка.
  • Улучшение орфографии.
  • Исчезновение перестановки слогов и букв, зеркального написания букв, цифр.
  • Чтение. Ребёнок более свободно, или заметно лучше запоминает и пересказывает прочитанное. Перестаёт терять строку.
  • Математика. Лучше понимает содержание и условие задач. Следовательно — лучше их решает.
  • Иностранный язык. Начинает «слышать» иностранную речь.
  • Появление музыкального слуха (вокализации).

Как психологи могут это отслеживать:

  • Улучшается мелкая моторика
  • Лучше получаются нейропсихологические упражнения (например, на реципрокные движения)
  • Восстановление дальнего экрана — лучше ловит мячик

Какие психофизиологические маркеры наиболее значимы:

  • Исчезают саккады (нистагмоиды) при движении глаз в процессе чтения.
  • Восстановливается геометрия пространств, особенно дальнего пространства, то есть социализация и взаимоотношения с детьми и взрослыми.
  • Исчезновение феномена соскальзывания взгляда (потеря строки).

Таким образом, результаты коррекции проявляются в различные временные сроки, и проявляются более ярко или дома, или в школе. Поэтому иногда позитвные перемены в поведении и учёбе ребёнка первыми замечают учителя и "игнорируют" родители. А иной раз - наоборот.

Родителям (учителям) полезно давать памятку о возможных позитивных изменениях ученика, это существенно улучшает качество обратной связи психолога и клиента, особенно при работе с детьми.