Сайт психолога Владимира Пýгача
Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.
Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.
28 апреля 2012г. в Психологическом институте РАО состоялся круглый стол на важную, но еще недостаточно оцененную и осознанную обществом тему «Объединение усилий медиков, психологов и педагогов для выявления проблем и оказания своевременной помощи детям с СДВГ, ММД и другими физиологическими проблемами, сказывающимися на учебных успехах». Такими физиологическими расстройствами, возникающими в самом раннем детстве, до родов или в период родов, страдает немалая часть детей, но впервые такая симптоматика обычно выявляется в начальной школе. К сожалению, не все учителя понимают причины таких расстройств и готовы прибегнуть к правильным действиям для коррекции отклонений, которые без соответствующей квалифицированной помощи могут приводить к тяжелым последствиям вплоть до психопатии.
Организовала этот круглый стол руководитель службы научно-информационного обеспечения ПИ РАО Тамара Борисовна Малых. Она рассказала об организационных проблемах, препятствующих объединению усилий медиков, психологов и педагогов при оказании помощи детям с СДВГ и ММД, а также о возможных путях их решения и интеграции специалистов для успешного фандрайзинга и развития науки, что позволит донести до общества актуальность решения проблем своевременной диагностики и коррекции здоровья детей с СДВГ, ММД и другими проблемами. Ведь эти нарушения встречаются довольно часто, что мешает усвоению ими и другими учащимися учебной программы в классе, увеличивает нагрузку на учителей, доводит родителей до отчаяния, а для учащихся создает невыносимую обстановку, с которой они не в состоянии справиться самостоятельно без квалифицированной помощи специалистов.
Михаил Николаевич Панков, зам. директора и руководитель Центра компетенции развития ребенка "Содействие" ИМБИ САФУ им. М.В. Ломоносова (Архангельск) рассказал о помощи, оказываемой детям и родителям в случае выявления у ребенка СДВГ -- синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Центр "Содействие", первый в системе образования России, был создан в Институте развития ребенка решением департамента образования Архангельской области. В прошлом году он преобразован в Институт медико-биологических исследований САФУ.
Ирина Сергеевна Депутат, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Института педагогики, психологии и социальной работы САФУ им. М.В. Ломоносова (Архангельск) продолжила эту тему, рассказав, что уже делается в Архангельске и области. Издаются учебные пособия и монографии о СДВГ, выпускаются методические рекомендации по диагностике, коррекции и психолого-педагогическому сопровождению ребенка и его семьи, проводятся семинары для учителей и психологов области, проводятся курсы повышения квалификации с участием российских и норвежских ученых. И эта работа уже приносит свои ощутимые плоды.
Ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО, нейропсихолог, кандидат психологических наук Ольга Александровна Семенова, ссылаясь на исследования Р.И. Мачинской, рассказала о проводимой практической работе в одной из московских языковых школ и об опыте повышения квалификации учителей. К сожалению, учителя сами страдают "дефицитом внимания" и не хотят вникать в сложные для них вопросы физиологии ребенка при СВДГ, предпочитая винить в возникновении этого синдрома плохое воспитание и невнимательных родителей. Такие дети страдают от перегрузки в школе, плохо усваивают программу, получают низкие оценки, мешают усвоению программы остальными учащимися, приводят к перегрузке учителей. Однако согласно проведенному тщательному анкетированию родителей удалось выявить, что признаки СДВГ наблюдаются у детей намного раньше, чем на них впервые обращают внимание в начальной школе. А всего в школе обнаружили около 25% учащихся с признаками СДВГ.
Юрий Николаевич Белехов, к.м.н., директор ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения "Золотой ключик" в городе Зеленограде под Москвой (cpmss.1gb.ru/), рассмотрел синдром ДВГ как полидисциплинарную проблему, выливающуюся в проблему для медиков, психологов, педагогов и в острую социальную проблему. Он отметил, что выполняемая в центре работа -- это политическая программа, так как согласно проведенным исследованиям не менее 12% учащихся страдает СДВГ. Они быстро утомляются, много не понимают, не справляются с учебной программой, не участвуют в общих с другими детьми играх, и без необходимой коррекции это неизбежно ведет к психопатоподобному развитию личности.
Доктор медицинских наук, врач-невролог, мануальный терапевт, иглорефлексотерапевт, доцент кафедры нелекарственных методов лечения и клинической физиологии ММА им. И.М. Сеченова Ольга Георгиевна Сафоничева принесла с собой скелет позвоночника человека, чтобы наглядно показать причины нарушения кровообращения и повышения внутричерепного давления из-за смещения шейных позвонков в период проведения медленных родов. В дальнейшем такие дети показывают серьезные отклонения в психическом развитии, искривление позвоночника, нарушение подвижности и другие проявления органических нарушений, которые тем не менее зачастую поддаются существенной коррекции, комплексной реабилитации и социализации методами мануальной и рефлексотерапии.
К.м.н. Владимир Николаевич Пугач, детский психолог, автор методик психодиагностики и психокоррекции детей с ММД, дополнил сказанное своими наблюдениями и необычными идеями. Аббревиатура ММД (минимальная мозговая дисфункция) в детской неврологии появилась недавно и обозначает легкие изменения центральной нервной системы. У детей могут наблюдаться нарушения поведения, трудности в обучении, речевые расстройства. ММД/СДВГ - это болезнь, а не нарушение воспитания, и её надо лечить. Владимира Пугача не случайно называют Папа Индиго, так как он занимается проблемой "детей индиго", которые отличаются низким вниманием из-за более медленного созревания мозга. Владимир Пугач обучает гимнастике цигун, медитации, позволяет избавиться от нервных тиков и перегрузок. Сайт Доктора Индиго:/
Людмила Аполлоновна Ясюкова, кандидат психологических наук, доцент СПб государственного университета в Санкт-Петербурге, заведующая лабораторией социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ, в своем пространном выступлении поделилась своими критическими замечаниями по широкому кругу вопросов - по поводу школьной учебной программы и качества подготовки учителей, Она автор работы "Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников", которая уже стала библиографической редкостью. Людмила Аполлоновна тестирует первоклассников и ежегодно выявляет до 35% школьников с СДВГ. Но она решительно настаивает на том, что СДВГ может быть излечен всего за полтора года. А если лечение длится дольше и не приносит ожидаемых результатов, значит лечат плохо.
Марк Федорович Агашин, в прошлом физик, а в настоящее время известен как автор уникального изобретения - волновых тренажеров Агашина, отмеченных золотыми медалями на международных и российских выставках.От этих игрушек для фитнеса, реабилитации и спорта получают удовольствие дети и взрослые. Автор изобретения представил свой пружинный тренажер, который по его словам, гарантирует здоровые капилляры и сосуды, эластичные мышцы, укрепление иммунитета, улучшение выносливости и координацию. Сам он ежедневно по четверть часа занимается со своим тренажером и в свои 75 лет чувствует себя превосходно. Подробнее о тренажере: http://www.agashin.ru/
В завершении встречи участники круглого стола собрались для общего снимка. Вероятно, после проведенного круглого стола инициатива ученых разных областей науки сможет обрести какую-то оформленную организационную форму, которая позволит донести наблюдаемые учеными важные психологические и социальные проблемы до тех общественных и государственных деятелей, от которых зависит финансирование и развитие соответствующих направлений исследований и внедрения корректирующих методик в медицине, педагогике и психологии, позволяющих адаптировать учащихся к новым учебным и информационным перегрузкам, а также лучше переносить вызовы нынешнего времени.