Владимир Пугач

Сайт психолога Владимира Пýгача

Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.

Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.

"Учитель и три ученика"

Эту притчу знает каждый ученик в японской школе последние два-три столетия.

Учитель и три ученика автор Ихара Сàйкаку (1642-1693)

Давным-давно, в столице Японии Киото, жил один мальчик, который собирал ручки от использованных кисточек для письма. И не только свои, но и одноклассников. И вот однажды, смастерив из них три шторы и продав их, он впервые в жизни заработал приличную сумму денег. Его отец с гордостью подумал: «Мой мальчишка — не простак», — и рассказал об этом учителю.

Мудрый учитель, выслушав его внимательно, покачал головой и сказал: «Не думайте, пожалуйста, что ваш сын умнее всех. Есть ученики и посообразительнее. Вот один из них после уроков собирает клочки бумаги и каждый день продаёт их ремесленнику, который мастерит ширмы. Так мальчик имеет каждодневный доход. Другой мой ученик снабжает детей, у которых во время урока кончилась бумага — своей. Но за двойную плату, имея за год гораздо больший доход, чем ваш сын.

Но есть среди моих учеников один, родители которого с утра до вечера внушают ему: «Сосредоточь все свои силы на учении, сынок. Ни о чём другом пока не помышляй. Когда ты вырастешь, всё, чему ты научился сейчас, тебе обязательно пригодится».

Учитель задумчиво пригладил бороду и продолжил: «Я думаю, что благодаря своей усидчивости и упорству, в будущем он станет настоящим богачом. Почему? Да потому что, как сейчас он отдаёт все силы учению, так потом целиком посвятит себя заботе о процветании своего дела», — сказал учитель. — «Прислушайтесь к словам старого человека. Будущее покажет, прав я или не прав».

Прошли годы...

Дети выросли и давно стали взрослыми, и сами стали зарабатывать на жизнь. А предсказания мудрого учителя и в самом деле — сбылись.

Тот из них, что мастерил шторы из кисточек для письма, изобрёл новую обувь для зимы. Но однако же, мода на неё долго не продержалась.

Другой, что подбирал в классе клочки бумаги, придумал новый способ изготовления глиняных горшков для хранения масла, покрывая их изнутри тонким слоем сосновой смолы [1]. Это давало ему приличный доход, чтобы прокормить семью.

Между тем, третий мальчик, который в детские годы корпел над книгами, обнаружил поистине недюжинные способности. Он придумал, как предохранить растительное масло, что возят на кораблях, от замерзания в зимнюю пору [2]. Оказалось, для этого достаточно бросить одну горошину чёрного перца на бочку масла! Это изобретение принесло ему хорошую прибыль и сделало его очень состоятельным человеком.

Казалось бы, оба одноклассника думали об одном и том же — как сохранить масло. Только первый думал в пределах глиняного горшка, второй же — в пределах бочки. Вот уж, действительно, великая разница!


1. В средневековой Японии не было глазированной посуды. Обычная глиняная посуда, без глазури, не держит масло.

2. В средние века, растительное масло покупали в Китае и в ноябре-декабре месяце перевозили его в Японию (температура до −8-11°С ниже нуля). Поэтому было легко отличить: более дорогое и хорошо очищенное масло на холоде бывает прозрачным, а в дешёвом масле на холоде образуются хлопья.

3. Действительно чёрный перец делает масло более прозрачным на холоде. Мы проверили. Купили две трёхлитровых банки растительного масла, в одну бросили горошину чёрного перца и поставили зимой на балкон. До −16°С град. опытная банка была прозрачной, в контрольной образовались хлопья. Ниже −18°С хлопья появились и в опытной банке. Вот тебе и притча :-))

Кстати, возможно поэтому восточная медицина рекомендует пожилым людям принмать 1 раз в день горошину чёрного перца как мягкий антикоагулянт для профилактики инсультов и приступов стенокардии?

Владимир Пугач (Москва)