Владимир Пугач

Сайт психолога Владимира Пýгача

Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.

Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.

СДВГ: синдром дефицита внимания "изнутри", глазами ребёнка

Надеемся, родителям будет более понятно поведение вашего ребёнка. Мы приводим эмоциональные воспоминания взрослой читательницы нашего сайта по имени е-Катерина (e-Katerina) с её разрешения и нашими комментариями. Остаётся добавить, что сегодня подобные проблемы ребёнка эффективно решаются за 6-12 месяцев, в зависимости от зрелости мозга ребёнка.

Психолог Владимир Пугач (Москва)


Потеря строки или феномен соскальзывания взгляда

"... полное непонимание прочитанного текста" - Владимир Николаевич, это же про меня!!!!!!!!!!!

В 3 классе у нас природоведение было. А маме надо, чтоб я "не позорила её" (в школе работает), и помню мои слёзы, "тупое" чтение по несколько раз одного и того же параграфа и полное непонимание того, что там написано!! "Отец, возьмись за неё!" И пока не перескажу папе текст, от меня не отстают! И вот я уже, чтоб меня "отпустили только" заучиваю несколько предложений целиком, пересказываю себе (абсолютно не понимая о чём я), иду к папе с учебником, отдаю ему его, начинаю рассказывать заученное..."

 

Такие дети, когда дочитывают до конца строки, то их взгляд соскальзывает: 

  • если вверх, то это повторное прочитывание строки; 
  • если вниз — пропускание следующей строки и чтение «через одну».

Из оперативной (кратковременной) памяти в этот момент стирается абзац. А это - текст задачи по математике, правило, упражнение. Для того, чтобы понять смысл задачи, ребёнку иногда приходится её перечитывать до 5 раз!

Две потери строки на странице - и из оперативной памяти стирается параграф. Дети не могут пересказать прочитанное, так как объективно не могут  понять смысл текста.

На первых этапах обучения чтению соскальзывание взгляда срезает середину длинного слова, окончание домысливается и вместо «паровоза» получается «пароход».

Поэтому такой ребёнок подкладывает линейку или, как писал поэт, «тычет в книжку пальчик». Один из внешних признаков дисграфии.


Мозаичное созревание мозга ребёнка

"...иногда полностью забываю, психую, со слезами на глазах иду снова на кухню "повторять", пытаюсь удержать в памяти инфо, хотя бы на время пока не расскажу...)))сейчас весело об этом вспоминать, а там не до смеха было!! я тогда задавала себе вопрос "почему я не могу понять написанного, а другие понимают! может со мной не так что-то?!", комплексовала сильно, боялась признаться в этом кому бы то ни было... а сейчас прочитала - значит такое не только у меня было!)))))
Ненавидела русский язык в начальной школе, мне легче математика давалась (даже в олимпиадах участвовала).

В 7 классе всё поменялось радикально: математику ненавидела (меня там "тупой" называли. Очень чувствительна к критике. Воспринимаю её близко. Не смогла отработать тогда этого - была сложная задачка, одна из класса решила её, но несмотря на правильность ответа, не смогла поднять руку - "а вдруг что-нибудь не так и меня высмеют?!").

Русский стал любимым предметом - я победила на олимпиаде, все удивлялись сильно, говорили "мама в школе работает", а на районной я снова заняла первое место и тогда все поверили, что тут "не мама", а я."

 

У детей с нарушениями внимания мозг созревает мозаично. Одни участки мозга быстро созревают чаще всего летом, а другие, по сравнению с ними, «отстают». Отсюда — мозаичность созревание мозга ребёнка. Внешне это выглядит как прорывная успешность по одному предмету и необъяснимое отставание по другому.


Искажение дальнего пространства восприятия в виде параболы

"...А ещё мама рассказывала, что я никак буквы выучить не могла! Меня в первый класс не взяли, тк мне почти 7 было, а не 7, и я читать не умела. Мама решила "доказать", что зря меня в первый класс не взяли и начала со мной алфавит учить...)))
а-ха-ха))) а вот в баскетбол я не любила играть и всячески отлынивала, потому что поймать мяч не могла - вроде и целилась, но мимо... ребята старались мне не делать подачи, а противники - наоборот! помню постоянно упрёки были "Катя, ну ты чё стоишь-то?!!!"

 

Ребёнок ловит мячик, брошенный прямо (сагиттально), но не может поймать мяч, движущийся по диагонали за счёт пространственных искажений. Промахивание. Особенно демонстративно это выглядит в теннисе и бадминтоне: ракетка со свистом летит выше мяча. По той же причине дети не могут играть в «классики»: непонятно, куда летит бита.


Парадоксальная реакция нервной системы по Н.Е. Введенскому

(разработано совместно с физиологом И.П.Павловым, в 1901г.)

"...я ещё знаете что вспомнила? огромная чувствительность к малейшему шуму была - не могла учить уроки, когда слышала звуки ТВ или голоса из другой комнаты. Я затыкала руками уши, но всё равно слышала всё! психовала, когда в мою комнату во время чтения заходил кто-нибудь - тут же сбивалась и начинала всё по-новому учить!! И при всём при этом сон был достаточно крепким!! Иногда мне говорили фразу (мама,наверное) - "уши золотом завешены"))))"

 

Сильный сигнал воспринимается как слабый (кричать на ребёнка бесполезно - «не слышит»), а слабый сигнал воспринимается как сильный (малейший шёпот-шорох в классе — отвлекает).

 

 

Блокировка аудиального канала восприятия

"...А ещё знаете,ах-ха))))),смешно прямо вспоминать: мы с папой постоянно приходили есть с задержкой, мама часто кричала из-за этого, говорила, что больше мы на кухню не зайдём, хи-хи)))"

 

Слух у ребёнка может быть идеальным, однако в аудиальном канале имеется некое «декодирующее устройство», различающее шум машин за окном и голос мамы. При запредельном истощении этого центра голос мамы становится фоновым шумом. Типичная ситуация: ребёнка окликают несколько раз, а он «не слышит». (У взрослых несколько иной механизм). Та же парадоксальная реакция нервной системы на уровне аудиального канала.


 

Гиперактивность, агрессия

"...апатии, от полного «спокойствия», бездействия до агрессивных выпадов или бега по дому до изнеможения" - про меня тоже, бывало и бывает так... как раз когда упала и стукнулась спиной - так и было (всплеск активности)..."


Характерные, типичные внешние признаки синдрома дефицита внимания (СДВ), у некоторых с гиперактивностью (СДВГ).

 

"К сожалению, даже после однократного приёма героина подростком, мир становится цельным, ярким, праздничным! Зависимость развивается - с первой инъекции"- тоже и насчёт алкоголя!!... я всегда отказываюсь от него, потому что "чую" свою предрасположенность к такому результату!! объяснить не могу - внутренне ощущаю последствия и всё, "вижу" их."

 

Заключение

Более подробно о дефиците внимания (СДВ/СДВГ) вы можете прочитать здесь:

  1. Пугач В.Н. с соавт. Дети с синдромом дефицита внимания (СДВГ/ADHD): особенности восприятия 3D пространств. - Доклад на международном симпозиуме. - Иерусалим, 2010.
  2. Диагностика и коррекция дисграфии и дислексии у детей с СДВГ. (Информация о детях, которых с трудом пишут и читают)
  3. Пугач В.Н., Кабаева В.М. - Функциональная асимметрия мозга: амбидекстрия и амбицеребральность, новые тенденции. - В сб.: "Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии и нейропластичности" (Материалы Всероссийской конференции с международным участием). — М.: Научный мир, 2008.
  4. "Способ психофизиологической коррекции аномалий пространственного восприятия и устройство для его реализации". - Патент России № 2322180 от 20 апреля 2008 г. 
  5. Особенности развития детей индиго: 2-й этап 5—14 лет