Сайт психолога Владимира Пýгача
Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.
Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.
Надеемся, родителям будет более понятно поведение вашего ребёнка. Мы приводим эмоциональные воспоминания взрослой читательницы нашего сайта по имени е-Катерина (e-Katerina) с её разрешения и нашими комментариями. Остаётся добавить, что сегодня подобные проблемы ребёнка эффективно решаются за 6-12 месяцев, в зависимости от зрелости мозга ребёнка.
Психолог Владимир Пугач (Москва)
"... полное непонимание прочитанного текста" - Владимир Николаевич, это же про меня!!!!!!!!!!!
В 3 классе у нас природоведение было. А маме надо, чтоб я "не позорила её" (в школе работает), и помню мои слёзы, "тупое" чтение по несколько раз одного и того же параграфа и полное непонимание того, что там написано!! "Отец, возьмись за неё!" И пока не перескажу папе текст, от меня не отстают! И вот я уже, чтоб меня "отпустили только" заучиваю несколько предложений целиком, пересказываю себе (абсолютно не понимая о чём я), иду к папе с учебником, отдаю ему его, начинаю рассказывать заученное..."
Такие дети, когда дочитывают до конца строки, то их взгляд соскальзывает:
Из оперативной (кратковременной) памяти в этот момент стирается абзац. А это - текст задачи по математике, правило, упражнение. Для того, чтобы понять смысл задачи, ребёнку иногда приходится её перечитывать до 5 раз!
Две потери строки на странице - и из оперативной памяти стирается параграф. Дети не могут пересказать прочитанное, так как объективно не могут понять смысл текста.
На первых этапах обучения чтению соскальзывание взгляда срезает середину длинного слова, окончание домысливается и вместо «паровоза» получается «пароход».
Поэтому такой ребёнок подкладывает линейку или, как писал поэт, «тычет в книжку пальчик». Один из внешних признаков дисграфии.
"...иногда полностью забываю, психую, со слезами на глазах иду снова на кухню "повторять", пытаюсь удержать в памяти инфо, хотя бы на время пока не расскажу...)))сейчас весело об этом вспоминать, а там не до смеха было!! я тогда задавала себе вопрос "почему я не могу понять написанного, а другие понимают! может со мной не так что-то?!", комплексовала сильно, боялась признаться в этом кому бы то ни было... а сейчас прочитала - значит такое не только у меня было!)))))
Ненавидела русский язык в начальной школе, мне легче математика давалась (даже в олимпиадах участвовала).
В 7 классе всё поменялось радикально: математику ненавидела (меня там "тупой" называли. Очень чувствительна к критике. Воспринимаю её близко. Не смогла отработать тогда этого - была сложная задачка, одна из класса решила её, но несмотря на правильность ответа, не смогла поднять руку - "а вдруг что-нибудь не так и меня высмеют?!").
Русский стал любимым предметом - я победила на олимпиаде, все удивлялись сильно, говорили "мама в школе работает", а на районной я снова заняла первое место и тогда все поверили, что тут "не мама", а я."
У детей с нарушениями внимания мозг созревает мозаично. Одни участки мозга быстро созревают чаще всего летом, а другие, по сравнению с ними, «отстают». Отсюда — мозаичность созревание мозга ребёнка. Внешне это выглядит как прорывная успешность по одному предмету и необъяснимое отставание по другому.
"...А ещё мама рассказывала, что я никак буквы выучить не могла! Меня в первый класс не взяли, тк мне почти 7 было, а не 7, и я читать не умела. Мама решила "доказать", что зря меня в первый класс не взяли и начала со мной алфавит учить...)))
а-ха-ха))) а вот в баскетбол я не любила играть и всячески отлынивала, потому что поймать мяч не могла - вроде и целилась, но мимо... ребята старались мне не делать подачи, а противники - наоборот! помню постоянно упрёки были "Катя, ну ты чё стоишь-то?!!!"
Ребёнок ловит мячик, брошенный прямо (сагиттально), но не может поймать мяч, движущийся по диагонали за счёт пространственных искажений. Промахивание. Особенно демонстративно это выглядит в теннисе и бадминтоне: ракетка со свистом летит выше мяча. По той же причине дети не могут играть в «классики»: непонятно, куда летит бита.
"...я ещё знаете что вспомнила? огромная чувствительность к малейшему шуму была - не могла учить уроки, когда слышала звуки ТВ или голоса из другой комнаты. Я затыкала руками уши, но всё равно слышала всё! психовала, когда в мою комнату во время чтения заходил кто-нибудь - тут же сбивалась и начинала всё по-новому учить!! И при всём при этом сон был достаточно крепким!! Иногда мне говорили фразу (мама,наверное) - "уши золотом завешены"))))"
Сильный сигнал воспринимается как слабый (кричать на ребёнка бесполезно - «не слышит»), а слабый сигнал воспринимается как сильный (малейший шёпот-шорох в классе — отвлекает).
"...А ещё знаете,ах-ха))))),смешно прямо вспоминать: мы с папой постоянно приходили есть с задержкой, мама часто кричала из-за этого, говорила, что больше мы на кухню не зайдём, хи-хи)))"
Слух у ребёнка может быть идеальным, однако в аудиальном канале имеется некое «декодирующее устройство», различающее шум машин за окном и голос мамы. При запредельном истощении этого центра голос мамы становится фоновым шумом. Типичная ситуация: ребёнка окликают несколько раз, а он «не слышит». (У взрослых несколько иной механизм). Та же парадоксальная реакция нервной системы на уровне аудиального канала.
"...апатии, от полного «спокойствия», бездействия до агрессивных выпадов или бега по дому до изнеможения" - про меня тоже, бывало и бывает так... как раз когда упала и стукнулась спиной - так и было (всплеск активности)..."
Характерные, типичные внешние признаки синдрома дефицита внимания (СДВ), у некоторых с гиперактивностью (СДВГ).
"К сожалению, даже после однократного приёма героина подростком, мир становится цельным, ярким, праздничным! Зависимость развивается - с первой инъекции"- тоже и насчёт алкоголя!!... я всегда отказываюсь от него, потому что "чую" свою предрасположенность к такому результату!! объяснить не могу - внутренне ощущаю последствия и всё, "вижу" их."
Более подробно о дефиците внимания (СДВ/СДВГ) вы можете прочитать здесь: