Владимир Пугач

Сайт психолога Владимира Пýгача

Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.

Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.

Аутизм у детей и дети с СДВГ и элементами аутизма. Часть 2."Латентный (скрытый) период" обратной сенсомоторной реакции на внешние стимулы как критерий нарушения восприятия у детей с аутизмом Copyright © 2011

Данное сообщение относится к области психологии коммуникации, а именно – к особенностям замедленной (латентной) реакции детей с аутизмом на внешние стимулы. Латентная реакция в поведении ребёнка с аутизмом на уровне бессознательного является, с одной стороны – важнейшим критерием глубины нарушений коммуникации, с другой стороны – критерием положительной (или отрицательной) динамики психолого-педагогической коррекции. Определение "латентного периода" имеет большое практическое значение в коррекционной педагогике.

*   *   *

Психолог Владимир Пугач  

 

 

 

автор, Владимир Пугач (Москва) MD, Associate Professor of Social Psychology

 

 

 

 

Детский аутизм — расстройство, характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения. Аутизм проявляется, прежде всего, в задержке развития и “нежелании” идти на контакт с окружающими. Как известно, в процессе коммуникации с ребёнком с аутизмом мы наблюдаем его полное или частичное игнорирование любой просьбы, команды, предложения, – иными словами – любой попытки к установлению коммуникации. Аутизм часто сопровождается задержкой когнитивного развития, проявления которой затрудняют анализ результатов выполнения перцептивных тестов, особенно в дошкольном возрасте [5]. По данным магнитоэнцефалографии, у детей-аутистов замедлены реакции мозга при обработке звуковых сигналов [9], то есть реакция на речевые стимулы.

При этом нарушения социальных взаимодействий отличают расстройства аутистического спектра от остальных расстройств развития. Ранняя диагностика социальных дефицитов, которые характеризуют аутизм, имеет ключевое значение для максимальной реализации потенциала этих детей.

Нами в процессе многолетнего наблюдения за 28 детьми с различными вариантами и степенью тяжести аутизма, была обнаружена интересная особенность в виде замедленной реакции на аудиальные стимулы. Эта особенная, замедленная реакция наиболее подходит под понятие «латентный период», или latens tempus [-лат.]. Латентный - значит скрытый, замедленный период сенсомоторной реакции.

Мы хотели бы разделить понятия «рефрактерный период» и «латентный период» - с одной стороны и «время реакции социального поведения» и «латентный период», - с другой стороны.

Рефрактерный период в переводе с франц. refractaire – невосприимчивый, в нейрофизиологии понимается как период пониженной возбудимости нервной или мышечной ткани, наступающий в процессе и после их возбуждения. Время рефрактерного периода измеряется обычно интервалами от 4 до 150 секунд. Итак, рефрактерный период - это время чисто физиологической реакции нервной системы [1, 2, 3, 6].

В рамках поведенческой медицины (behavioral medicine) в качестве единицы анализа поведения предлагается связь стимула (S) и ответной реакции (R). Здесь все ответные реакции можно разделить на: наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные „эмоции“) и приобретённые (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами [4].

Нами вводится понятие “латентный период” ;для того, чтобы подчеркнуть отличие как от времени рефлекторных физиологических реакций (refractaire period), так и осознанного социального поведения человека (behavioral responses).

Латентный период можно трактовать как время информационного метаболизма на уровне бессознательного, то есть время скрытой переработки информации на любой условный или безусловный стимул. Длительность латентного периода у детей с аутизмом, по нашим наблюдениям, составлял от 4 до 18 минут в зависимости от глубины нарушений. В знаменитом фильме "Человек дождя" (1988) главный герой, аутист имеет длительность латентного периода 30 минут ("Заткнись. Он отвечает на вопрос, который ему задали полчаса назад".).

Подтверждением данного симптома является эффект сокращения времени после психокоррекционного воздействия. То есть эффективное психокоррекционное воздействие сокращает латентный период у детей с аутизмом.

Иными словами, с позиции психологии коммуникаций латентный период – это время обратной спонтанной реакции ребёнка на вашу команду, просьбу или предложение.

Например, специалист по коррекционной педагогике говорит: «Саша, сейчас ты откроешь эту книгу». И, если латентный период данного ребёнка составляет 80 секунд, то Саша через 1,5 минуты вдруг спокойно открывает книгу.

Или, мама ребёнка с одной из форм аутизма говорит: «Даня, спать хочешь? Пойдём спать». И, зная, что латентный период её ребёнка равен 8 минутам, готовит постель, в то время, как её ‘зайка’ «вдруг» сообщает, что хочет спать и спокойно, без криков и капризов идёт в спальню.

В первые годы демонстрация родителям особенности конкретного латентного периода ответа их ребёнка с аутизмом на команды через индивидуальное для этого ребёнка время и родителям и нам самим это казалась чем-то нереальным.

В отличие от обычного ребёнка, у ребёнка с аутизмом на уровне бессознательного отмечается замедленный информационный метаболизм. И это может быть ключом к оценке эффективности коррекционных методик.

По нашим наблюдениям, если реакция ребёнка до 3 месяцев на визуальный, аудиальный или кинестетический стимул составляет в норме 42-43 секунды, то замедленная реакция на указанные стимулы в 120 секунд и более должна настораживать. На самых ранних этапах развития ребёнка явная патология регистрируется в виде латентного периода более 2-3 минут, а наибольший период обратной связи у ребёнка с аутизмом по нашим наблюдениям был равен 18 минутам /node/343

Особенно важно учитывать индивидуальное время латентного периода в методах прикладного поведенческого анализа (ППА), использования «моделей развития» (англ. developmental models), структурированного обучения (TEACCH), логопедической терапии, обучения социальным навыкам, трудотерапии [8].

 

Заключение

  • Таким образом, нами предложен термин “латентный период у детей с аутизмом” в отличие от времени физиологической реакции “рефрактерный период” и как "стимул-реакция".
  • “Латентный период у детей с аутизмом” является важным критерием тяжести патологии, и его сокращение может служить надёжным ориентиром выздоровления.
  • “Латентный период у детей с аутизмом” является новым понятием в теории бихевиоризма.

 

Ещё статьи на эту тему:

Аутизм у детей и дети с СДВГ и элементами аутизма, часть 3. 

Аутизм у детей и дети с СДВГ и элементами аутизма, часть 1.