Владимир Пугач

Сайт психолога Владимира Пýгача

Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.

Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.

Сентябрь в школе. Сложности адаптации.

Здоровье ребёнка и хорошие отношения с ним — дороже успеваемости. Ваш ребёнок должен быть уверен в том, что дома у него есть защита, и что родители на его стороне и любят его, независимо от оценок и результатов в учебе. Помню, когда 1 сентября я пришёл во второй класс, то с трудом вспомнил, "где же этот туалет?!" Что уж тут говорить об учебных навыках. В начальных классах детям очень, очень нужна родительская поддержка! Не стоит пока заострять внимание на школьных трудностях, тем более сразу требовать отличных результатов, и тем более ругать за оценки или неаккуратные тетради.

Иногда на консультациях, обращаясь к маме, в шутку спрашиваю её: «В каком классе вы учитесь?», и мамы совершенно серьёзно отвечают: «Мы учимся в... классе». И это — сущая правда. Ну кто бы мог подумать лет 20 назад, что мама с высшим образованием не может решить задачку начальной школы?

Уроки учим вместе?

Обеспечьте ребёнку правильно оборудованное рабочее место со столом и стулом, подходящими по росту. Делать уроки за обеденным столом или за письменным столом, рассчитанным на взрослого, школьнику нельзя — он может навсегда испортить себе осанку. Про подбор параметров стола и стула, равно как и обязательность подставки для ног, написано много, так что останавливаться на этом подробно не будем, лишь напомним, что свет на рабочее место должен падать слева (для левшей — справа).

Расположите стол так, чтобы в поле зрения сидящего за ним ребенка был минимум элементов, способных отвлечь внимание школьника — полки с игрушками, яркие постеры, яркий ковёр, и уж, конечно же, телевизор.

Вместе с ребёнком организуйте рабочее пространство. Выберите место, где будут лежать книги, тетрадки и прочие школьные принадлежности, где будет стоять рюкзак и т.д.

Многие дети настолько устают в школе, что нуждаются в дополнительном дневном отдыхе. По возможности организуйте дневной сон сразу после прихода с занятий, но не давайте спать слишком долго — если малыш проспит днем более 1,5 часов, уложить его вечером будет сложно.

При подготовке домашнего задания пространство рабочего стола готовить, скорее всего, придется вам, распределяя оптимальным образом книги и принадлежности, нужные для выполнения работы. Более того, рутинную работу возьмите на себя: достать учебник, открыть тетрадь, решить вопрос «и куда подевалась эта ручка?» и т.д.

Если ребёнок вдруг застыл, устремив взгляд «в никуда», значит он отключился. Не надо его тормошить и щёлкать пальцами перед носом. Помните, в старых компьютерах была кнопка «reset» — быстрая перезагрузка. Вот здесь — то же самое. В этот момент мозг ребёнка экстренно отдыхает. Спокойно подождите, когда он «включится».

Составьте вместе с ребёнком режим дня, оформите его красиво и повесьте на видном месте. Ребёнок должен соблюдать режим дня! Его нарушения ведут к проблемам, к «эффекту домино», например, поздно лег, тяжело встал, в классе вялый с рассеянным вниманием, дома поспал больше обычного, за уроки сел позже, поздно лег... вот вам не только «домино», но и образование «порочного круга». Правда этот совет срабатывает только в случае, если сами родители достаточно организованы.

Научите ребёнка определять время по часам. Это поможет ребёнку правильно соблюдать режим дня.

Далеко не каждый ребёнок домашнее задание может сделать сам. Помните песенку Аллы Пугачёвой? «Нынче в школе первый класс вроде института...». Увы, в некоторых школах программы доведены до абсурда.

Оптимальное время для выполнения домашнего задания — с 14:00 до 16:00. Отвечать на его вопросы, конечно, можно, равно как и помогать ему. Но подход «дай я быстрее сделаю» — под запретом раз и навсегда. Например, первоклассникам обычно задают упражнения на автоматизацию навыков письма, чтения и счета, поэтому если вы сделаете «д/з» за ребенка, то пользы от этого не будет никакой, а вот вред — будет, причем заметный.

Но главное сейчас — ваша чуткость и внимательность. Слушайте ребенка как никогда, причем как вербальные, так и невербальные сигналы (далеко не всё ребенок может высказать словами, иногда по его капризам и страхам можно понять куда больше, чем по его рассказам).

Вспоминайте себя в начальной школе, поговорите о том времени со своими родителями — это вам поможет лучше понимать вашего юного школьника. Но помните: ваш ребёнок не является вашим «зеркалом», это личность, у которой своя жизнь, своё видение мира и событий, свои проблемы... короче говоря, свой путь.

Источник school.rambler.ru
с нашими дополнениями (В.Н. Пугач)