Сайт психолога Владимира Пýгача
Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.
Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.
Эриксоновский транс является действительно одним из наиболее эффективных и, в то же время, одним из наиболее загадочных методов психологической коррекции. А Милтон Г.Эриксон (1901-1980), по существу классик, - общепризнанный крупнейший врачеватель века, создатель нового недирективного, "мягкого" или эриксоновского гипноза и короткой стратегической психотерапии.
автор - MD, Associate Professor of Social Psychology, Владимир Пугач (Москва)
1. Различие подходов. У нас в России традиционно существуют принципиально различные подходы к гипнозу и гипнотерапии.
Это классический гипноз (императивный гипноз) — когда гипнотизёр авторитарно управляет волей гипнотизируемого и всем гипнотическим процессом. Эта методика в СССР была чётко регламентирована законодательно.
И эриксоновские трансы (при переводе англоязычной литературы ошибочно названные эриксоновским гипнозом). Здесь, в отличие от классического гипноза, клиент (пациент) полностью контролирует себя, а со стороны психолога (врача) создаются партнёрские отношения с чёткой обратной связью. Специалист всего лишь использует естественно возникающие состояния транса и направляет его в терапевтическое русло.
В советском и российском законодательстве это понятие (эриксоновские трансы) — полностью отсутствует. Мы же вынуждены придерживаться уже спонтанно сложившейся в России новой терминологии «эриксоновский „гипноз“, „гипнотические“ трансы». Так уж получилось, что термин “эриксоновские подходы в психотерапии” находится вне юридического поля законодательства СССР и России.
2. Взаимодействие. Существуют два представления об индуцировании транса — авторитарное и индивидуальное. Некоторые считают, что за состояние транса отвечает гипнотизёр. Управляя состоянием гипнотизируемого, гипнотизёр вводит его в транс. В экспериментальных исследованиях, когда ученым нужно было создать для всех испытуемых одинаковые условия, за состояние транса отвечал сам испытуемый. Он должен был ввести себя в транс, используя определенные механические средства, например, фонограмму. Милтон Эриксон всегда придавал гораздо большее значение человеку, нежели любой технике. Для него транс — это нечто, в чем вы участвуете вместе с человеком, но никак не действие, которое вы производите с ним как с объектом. Отношения являются равноправными. Никто никем не управляет.
3. Естественно возникающие состояния транса. Транс — это не какое-то исключительное состояние, которого вы можете достичь лишь с помощью значительных усилий. По мере того, как вы будете приобретать умение распознавать внешние его признаки, вы начнете замечать, что люди в течение дня много раз входят в это состояние и выходят из него. Некоторые погружаются в транс ненадолго. Другие испытывают очень легкий транс, третьи предпочитают более глубокий. Кажется, что человек интуитивно знает, какие глубина и длительность транса нужны и полезны именно ему. И даже сейчас, когда я говорю это, некоторые из вас начинают входить в транс того уровня, который нужен вам здесь и в этот момент.
Одним из достижений Милтона Эриксона было то, что он оценил транс как широко распространённое, часто встречающееся явление (поездка на машине или автобусе, стояние в очереди, слушание лекции, ожидание встречи) и начал использовать эти естественно возникающие состояния в своей работе.
4. Потребность в состоянии транса. Вы все, вероятно, слышали о последствиях лишения сна. А если нет, то почти любой студент может рассказать вам об этом. Последствия недостатка пищи, воды, кислорода, витаминов, физических движений тоже всем понятны.
Менее понятна потребность в состоянии транса. Именно в трансе наше подсознание может произвести ту внутреннюю реорганизацию и восстановление психики, в которой мы нуждаемся, чтобы приспособиться к столь быстро меняющейся в наше время действительности.
Печально, что в нашем индустриальном мире мы утеряли многие ритуалы более примитивных цивилизаций — церемонии с пением, танцами и мифологическими действиями, в результате которых у людей наступало состояние транса.
Вновь обретая способность входить в состояние транса, мы становимся достаточно гибкими для того, чтобы глубоко измениться и тем самым приспособиться к жизни, проложить свой путь через переходное состояние к новому состоянию.
Без транса мы остаемся жесткими и хрупкими, как умирающее растение. И тогда мы уязвимы и беззащитны, легко поддаемся влиянию других людей. Входя в состояние транса, вы присоединяетесь к целительному древнему миру вне зависимости от конкретной культуры.
5. Волшебство воздействия образов. Милтона Эриксона часто просили объяснить, что такое гипноз, и тогда он обычно отвечал:«Гипноз — это передача образов».
Чтобы понять, что Эриксон имел ввиду, можно вспомнить о том, какую власть имеет поэзия над человеческими душами. Поэзию человек понимает не только умом, но и переживает телом (соматически). Стихотворение может изменить самую суть нашей жизни. Можно было бы переформулировать ответ Эриксона так:
«Гипноз — это поэзия, это вдохновение». Я бы хотел, чтобы вы помнили об этом, пока мы будем продолжать нашу работу.
ПРИЗНАКИ ТРАНСА
Какие наблюдаемые физиологические изменения позволяют нам утверждать, что человек расслаблен и его внимание обращено внутрь? Что вы видели, наблюдая за людьми, находившимися в состоянии расслабления в предыдущем упражнении?
* * *
Таким образом, эриксоновский транс является действительно одним из наиболее эффективных и, в то же время, одним из наиболее загадочных методов психологической коррекции. Обратите внимание: стоит только гипнотизёру начать манипулировать со своими клиентами, как его «умения» просто выключаются. Иначе все банки были бы уже ограблены. А все девушки изнасилованы (шутка, конечно). Иными словами, мастера эриксоновских подходов гарантированно являются специалистами, действительно соблюдающими этические нормы. А как иначе?
Ещё на эту тему: "Психологическая коррекция ребёнка через маму"
"Маркеры глубины трансовых состояний"
Литература по гипнозу