Сайт психолога Владимира Пýгача
Наша миссия — одарённые и особо одарённые дети.
Наша специализация — коррекция нарушений внимания, чтения и письма.
Комментарий медицинского психолога Владимира Пугача
Врачи, в том числе и психиатры, в причинах гиперактивности прежде всего видят патологические нарушения работы мозга ребёнка и именуют это термином «минимальные мозговые дисфункции» (ММД). И не надо их за это осуждать. Такова концепция. Их глазами ММД/СДВГ - это болезнь и её надо лечить. Подробнее о терапии СДВГ здесь
В России психологи в причинах гиперактивности прежде всего видят незрелость в работе мозга ребёнка. Их глазами СДВГ это не-болезнь и её надо решать развивающими и тренирующими упражнениями. Пример такой деятельности — работа логопеда, дефектолога. Любой родитель убеждается в эффективности такого подхода (даже если этот родитель медицинский работник, психиатр). Речь может идти только о большей или меньшей эффективности.
Учитывая то, что врачи имеют дело, как правило, с наиболее тяжёлыми нарушениями поведения у детей различной природы, внешне похожими на СДВГ, то они вполне искренне считают, что гиперактивность можно и нужно лечить лекарствами. Что и делают с той или иной степенью эффективности. Всё по-другому в случае с СДВГ. Лечение нарушений с помощью корректоров поведения при незрелом мозге решает проблемы родителей, но не ребёнка. Происходит внешняя модификация поведения.
Итак, кто же прав? Психологи? Врачи? А быть может, пусть каждый занимается своей сферой деятельности? Посмотрите в таблице ниже зону компетентности психиатров в диагностике и лечении детей с гиперактивностью. Их 3-5% от популяции. И на самом деле, есть гиперактивные дети, которых можно успокоить только «фармацевтической смирительной рубашкой». Остальное — зона компетентности психолога, логопеда, дефектолога, психофизиолога. Эти специалисты решают проблемы ребёнка.
Источник: Образовательный портал Нерюнгринского района Республики Саха
Состояние заболевания |
Дифференциально-диагностические признаки |
Дополнительные консультации и исследования |
Индивидуальные особенности темперамента |
Развитие внимания и других когнитивных функций соответствует возрастной норме. |
Анализ анамнестических сведений, психологическое обследование |
Неврозы и невротические реакции |
Особенности поведения ребенка связаны с действием психотравмирующих факторов |
Анализ анамнестических сведений, психологическое обследование |
Церебрастенический синдром при соматических заболеваниях |
Высокая психическая и физическая истощаемость, частые головные боли, симптомы вегетативной лабильности |
Обследование педиатром, лабораторные и инструментальные исследования по показаниям [частичная зона компетентности психолога] |
Побочные эффекты лечения некоторыми препаратами (антигистаминными средствами, теофиллином) |
Основными являются болезни органов дыхания, аллергии (например, бронхиальная астма) |
Обследование педиатром, лабораторные и инструментальные исследования по показаниям |
Резидуальные (остаточные) явления перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации (отравления) |
Когнитивные и поведенческие нарушения имеют четкую связь с черепно-мозговой травмой, нейроинфекцией или интоксикацией, отличаются по своим проявлениям и возрастной динамике от СДВГ. Обычно более выражены очаговые неврологические симптомы. |
Неврологическое обследование, лабораторные инструментальные исследования по показаниям [частичная зона компетентности психолога] |
Другие формы ММД: дислексия, дисграфия, дискалькулия |
Нарушения внимания и гиперактивность являются вторичными симптомами |
Неврологическое и психологическое обследование [зона компетентности психолога] |
Заболевания щитовидной железы |
Наряду с нарушениями внимания и гиперактивностью наблюдаются симптомы дисфункции щитовидной железы. Заболевания щитовидной железы могут иметь место у ближайших родственников |
Обследование эндокринологом, анализ гормонального профиля |
Значительное снижение остроты слуха |
Особенности развития и поведения отчетливо связаны с дефицитом слуха |
Анализ анамнестических сведений, отоневрологическое обследование |
Эпилепсия |
Гиперактивность и дефицит внимания чаще встречаются при локализационно обусловленных симптоматических формах эпилепсии. Они могут быть связаны с длительным приемом барбитуратов. |
Анализ анамнестических сведений, неврологическое и нейрофизиологическое обследование |
Психические расстройства: патохарактерологическое развитие, олигофрения, аутизм, шизофрения, маниакально-депрессивный синдром |
При дифференциальной диагностике учитываются основные признаки психических расстройств и особенности развития детей с этими нарушениями. |
Анализ анамнестических сведений, обследование психиатром |
Синдром Туретта |
Основным признаком заболевания являются множественные тики, включая вокальные. |
Анализ анамнестических сведений и родословной, неврологическое обследование |
Наследственные синдромы: Вильямса, Смита-Мажениса, Беквита-Видеманна, фрагильной Х-хромосомы и другие |
Характерно наличие умственной отсталости и типичных фенотипических признаков. |
Анализ анамнестических сведений, генетическое обследование, психоневрологическое обследование |